На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кактус путешественник

2 435 подписчиков

В гости к Богу

Я очередной раз сумел побороть свою лень, и вновь сел писать очерк. В нём я расскажу о городе, который на сегодняшний день занимает третье место по своей значимости в христианской истории, хотя в дохристианский период о нём даже не встречается упоминаний. В наше время он является самым христианским городом в Израиле, единственным городом в стране, где выходным днём считается воскресение, а не суббота. Именно здесь находился дом обручника Иосифа и девы Марии, в котором прошли детство и юность Иисуса Христа. Благодаря этому городу Иисус получил своё прозвище «Га-Ноцри», известное многим из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».




Вы уже, конечно же, догадались, что речь идёт о Назарете, а «Га-Ноцри» переводится просто – «назарянин», т.е. житель города Назарет. Примечательно, что и первые христиане в дни жизни Спасителя стали называть себя так же – «назаряне».

Первое место, куда привозят всех туристов, и которое посещает каждый, кто побывал в Назарете с экскурсией – это, конечно же…сувенирная лавка. Я давно заметил, что у каждой сувенирной лавки, к которой туроператоры организованно привозят группы туристов, есть своя легенда, как правило, уходящая корнями в седую старину. Корни нашей лавочки сумели прорасти почти на тысячу лет назад, прямо к времени основания ордена госпитальеров. Он был создан в двенадцатом веке в Святой Земле для охраны пилигримов и заботы о паломниках, приезжающих в Иерусалим. По словам гида, владельцы лавочки, в которую нас привезли, – древнее семейство госпитальеров, поселившееся в Назарете, чуть ли не вместе со всем Святым Семейством. Здесь был сделан акцент на то, что официальное название ордена «l’Ordre hospitalier» переводится как «гостеприимный орден». Этот факт очевидно, должен был служить связующим звеном причинно-следственной цепи, которая приводит туриста к выводу, что сейчас он сможет разжиться качественными сувенирами гостеприимных хозяев, которые уже тысячу лет служат человечеству, продавая магнитики с видами Назарета. Могу авторитетно заверить вас – за последнюю тысячу лет они научились не просто продавать сувениры, но продавать их вдвое дороже, чем в соседней не столь легендарной лавочке, к тому же безбожно обсчитывая клиентов на курсовой разнице доллар-шекель. Стоимость магнитиков была такой, что мне в какой-то момент подумалось, что их, должно быть, вырезал не иначе как сам Иосиф Обручник.



Уличный торговец.

Прежде чем продолжить разговор о местах и событиях, происходивших в Назарете во времена Христа, хочу сразу оговориться: вся информация не является истиной в последней инстанции, т.к. на самом деле христианская традиция не сохранила точного месторасположения дома Святого Семейства. Все места установлены предположительно и, скорее всего, являются просто сложившейся традицией. Это связано с тем, что христианство подвергалось гонениям, а первые попытки восстановить евангельские события были предприняты только через триста лет после распятия Христа. Случилось это в начале IV века при императоре Константине Великом. Его мать, Елена, которую современная церковь почитает святой и равноапостольной, приняла в преклонном возрасте христианство. Однажды ей приснился сон, что настало время отправится в Иерусалим и обрести главные христианские святыни – Крест Животворящий и Гроб Господень. Не буду вдаваться в подробности её экспедиции. Я ещё расскажу об этом в очерке об Иерусалиме. Скажу лишь, что археологические раскопки, проводимые в наше время в Назарете, действительно говорят о том, что современные базилики и храмы стоят на месте исторического сердца города.



Подземная часть церкви Святого Иосифа, где до сих пор ведутся раскопки.

Как известно, Иисус родился не Назарете, а Вифлееме. В год Рождества Христова была перепись населения, и каждый должен был явиться в город, откуда вёл начало его род. Мария и Иосиф принадлежали роду Давида, который сам был родом из Вифлеема. Поэтому они отправились в Вифлеем, где и родился Спаситель. После рождения Иисуса, семейство не стало возвращаться в Назарет, т.к. царь Ирод Великий, узнав о рождении Мессии, приказал убить всех детей в возрасте до двух лет. Согласно библейскому сюжету, предупреждённые ангелом о грядущем избиении младенцев, Иосиф и Мария с новорождённым Иисусом бежали в Египет. На чужбине святое семейство провело несколько лет, однако после смерти Ирода, когда опасность миновала, оно вернулось в родной Назарет. И хоть Иисус прожил в Назарете большую часть своей жизни, всё же этот город сыграл незначительную роль в проповеднической деятельности Христа. Так чем же в первую очередь значим для христиан Назарет?



Святое Семейство на фасаде церкви Святого Иосифа.

Конечно, совершенно особый статус этому городу придаёт событие, от которого, можно сказать, начинается непосредственно история христианства. Как вы могли уже догадаться, речь идёт о Благовещении. В Новом Завете это событие описывает только Лука:

 

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

 

Этот эпизод не просто рассказывает о грядущем пришествии Иисуса Христа, но одновременно и является некой переломной точкой от Ветхого Завета к Новому. Ведь до прихода Мессии все люди рождались с первородным грехом. Христос же приходит для того, чтобы снять с человечества проклятие, накликанное Адамом и Евой, которые вкусили запретный плод и были изгнаны и Эдема. Отягощённые первородным грехом люди были обречены на смерть духовную, ибо после смерти телесной ждал их ад. Уверовавшие во Христа, как в сына Божьего, спасутся от этой неминуемой участи. Вот почему Иисуса называют «Спаситель». Впрочем, нет смысла вдаваться в теологию в рамках данного очерка, предлагаю вернуться к Назарету.



Символ францисканцев: рука Иисуса и Святого Франциска, и пятичастный крест, символизирующий пять ран Христовых.

Главной достопримечательностью города, куда ведут сразу после сувенирной лавки, является величественная Базилика Благовещения. Это самое большое христианское культовое сооружение на всём Ближнем Востоке. Само здание является новостройкой – его построили в прошлом веке, в период с 1954 по 1969 год.



Базилика Благовещения.

Однако храм был возведён не на пустом месте. В период раннего христианства здесь был алтарь, отмечающий место, где совершилось Благовещение. Также следует вспомнить Святую Елену, о которой говорилось выше. Во время своей поездки в Святую Землю, она организовывала церкви во всех значимых для христианства местах – в Иерусалиме на Голгофе, в Вифлееме – на месте Рождества Христова. Не остался без внимания и Назарет – здесь на месте маленького алтаря она основала церковь. Церковь простояла до VII века н.э., а потом была разрушена в ходе мусульманского вторжения. Хотя эти данные могут быть не совсем точными – францисканские раскопки, проведённые в этом месте, дают основание утверждать, что византийская церковь появилась только в V веке н.э., до этого же, там было здание синагоги.



Для кого-то главная цель посещения не экскурсия, а молитва.

Вторую церковь над местом Благовещения возвели уже крестоносцы, в XII веке н.э. и отдали её под попечительство монахов францисканского ордена. Вторая церковь много раз менялась и перестраивалась. Это было связано с нестабильной политической обстановкой – монахи то изгонялись, то снова возвращались в Назарет. И вот, наконец, в 1954 году стены старой церкви разобрали, а на её месте провели тщательные археологические раскопки. После этого была возведена современная Базилика Благовещения по проекту итальянского архитектора Джованни Муцио. Находки, найденные археологами, хранятся в специальном музее, созданном при базилике.

Здание храма состоит из двух частей – Верхней и Нижней. Одна часть обустроена для повседневных служб, другая – для религиозных праздничных торжеств.



Внутреннее убранство базилики с видом на Грот Благовещения.

Смысловой центр нижней части базилики – грот Благовещения. Именно здесь, как традиционно принято считать, Деве Марии явился ангел. Можно задать вопрос: а почему «грот»? Ведь согласно церковным источникам встреча архангела Гавриила и Девы Марии состоялась у неё дома. Всему виной Время. Именно оно стирает с лица земли старинные города, засыпая их песком и пылью. Что причиняет археологам немало неудобств, ведь всё приходится откапывать обратно. За прошедшие тысячелетия, это место также оказалось занесено песком и ушло под землю, превратившись после раскопок в грот.


Грот Благовещения.

Верхняя часть храма создана для религиозных празднеств. Она соединяется с нижней двумя спиралевидными лестницами. По замыслу миланского архитектора обе части имеют общий центральный объём, освещённый естественным светом, что объединяет их в единое целое пространство.


Купол базилики.

Фасад здания очень необычен и содержит в себе немало символов. Его венчает бронзовая фигура Христа – вершина и смысловой центр композиции. На вогнутой плоскости фасада сверху изображены Дева Мария и Архангел Гавриил – основные действующие лица сюжета Благовещения. Чуть ниже надпись «ANGELUS DOMINI NUTIAVIT MARIAE» - «ангел Божий благовествовал Марии».



Скульптура Иисуса.

Ниже изображены апостолы. Широкие красные полосы, пересекающие фасад, содержат символы четырёх стихий, из которых согласно иудейско-христианской космогонии состоит вселенная: земля, вода, воздух и огонь. Сами апостолы по версии некоторых учёных также являются символами стихий, что, впрочем, сомнительно.



Фасад базилики.

Под ними на широкой полосе надпись на латыни «VERBUM CARO FACTUM EST ET HABITAVIT IN NOBIS». Это цитата из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотью, и обитало с нами» (Иоан. 1:14). В контексте Благовещения, как я понимаю, это символизирует чудо Воплощения. В данном случае это можно трактовать частный случай того, что всё начинается со слова Божьего и затем воплощается. Также по слову Божьему воплотился в непорочном зачатии Иисус и жил среди нас.



Мозаичное панно призывающее людей к любви, равенству и вере.

Внутри Базилики висит картина, изображающая Деву Марию весьма оригинальным образом. Честно сказать, есть в этом произведении что-то определённо апокалипсическое. При чём как в прямом, так и переносном смысле.



Непорочная Дева Мария.

Под картиной подпись:

 

“The woman clothed with the sun” (Apocalypse 12) is the prototype for Mary and the church. Mary is the expression in multi-faceted splendor that, “the grandeur of God… will flame out, like shining from shook foil.” (G.M. Hopkins) Mary, our mother, conceived immaculately, hovers at the dawn of our sacred and cosmic destiny.
Charles L. Madden – sculptor, Maple Glen, Pennsylvania, USA

 

Возьму на себя смелость дать примерный перевод:

 

«Женщина, облечённая в солнце» (Апокалипсис 12:1) – это прототип Марии и самой Церкви. Мария изображена, как многогранное великолепие, которое «во славе Божьей лучится и сияет, как скомканная фольга» (Дж. М. Хопкинс). Мария, мать наша, непорочная, парит над миром на заре нашей святой космической судьбы.
Чарльз Л. Мэдден, Мэпл Глен, Пенсильвания, США.

 

Во дворе Базилики Благовещения создана галерея, в которой имеется множество керамических мозаик также изображающих Богородицу. Они подарены разными христианскими общинами со всех уголков света. Некоторые мозаики вполне привычны для нашего взгляда.



Греческая мозаика ортодоксальна и привычна.


Русского панно я не нашёл, но зато нашёл украинское.

Примечательно, что создатели мозаик не сильно стремились следовать традиционной иконографии, а наоборот – подчёркивали национальный аспект религиозности своего народа.



Мне понравился подарок Эквадора.


Богоматерь похожая на филиппинку.


Итальянская трактовка.

Некоторые из картин имеют экзотический вид, и если бы я не знал сюжета, то мог бы и не угадать, кто изображен на мозаике.



Международный дар эсперантоговорящих.


Богородица Хорватии устрашает, нежели вдохновляет.


Если бы не Назарет, я бы подумал, что это реклама мультфильма про кунг-фу.


Буддийская иконография из Таиланда.

Во внутреннем дворике монастыря установлена статуя святого Франциска Ассизского, чьим именем назван орден францисканцев. Сам святой был очень кротким и скромным человеком, который считал главными добродетелями проповедь и отказ от всего материального. Поэтому всё имущество истинного францисканца составляли его тёмно-коричневая шерстяная ряса, веревка её подпоясывающая, чётки и сандалии.



Святой Франциск Ассизский.

Идея нищего подвижничества стала столь популярна среди христиан, что орден францисканцев стал пользоваться большим духовным влиянием и авторитетом. Этому ордену была поручена особая миссия – охранять реликвии Святой Земли, для чего была создана отдельная организация – Custodia Terrae Sanctae – Попечительство Святой Земли.



Об этом говорят часто встречающиеся таблички повешенные на разных учереждениях.

Рядом с Базиликой Благовещения находится церковь Святого Иосифа. По легенде она возведена на месте, где находилась плотницкая мастерская Иосифа Обручника, на месте которой сооружена крипта современной церкви. Церковь представляет собой большое серое здание, возведённое в романском стиле. На фасаде здания мы можем увидеть скульптурную группу Святого Семейства.



Церковь Святого Иосифа.

О самом Иосифе в Евангелие говорится совсем немного. Чуть больше информации можно почерпнуть в апокрифических источниках. Приёмный отец Иисуса Христа видится из описания человеком спокойным, добродетельным и трудолюбивым. В Библии нет ни одного его высказывания, но он постоянно участвовал в судьбе Иисуса: был при родах, спасал от солдат Ирода, учил ремеслу и воспитывал. Именно из его деяний, а не слов, вырисовывается характер главы Святого Семейства. Святой Иосиф является покровителем всех ремесленников и мастеровых людей.



Внутреннее убранство церкви.

Под церковью названной в его честь ведутся раскопки, но посмотреть крипту сейчас невозможно – подземные работы ещё не закончены, а место не оборудовано надлежащим образом для посещения большого количества туристов. Однако можно спуститься под землю и посмотреть на руины других зданий современных жизни Иисуса Христа. Это старинный баптистерий (бассейн для крещения), выложенный мозаикой, и зернохранилище. В окнах церкви установлены прекрасные витражи, которыми можно полюбоваться.



Сон Иосифа.


Святая Клара, ученица Святого Франциска Ассизского.

Ограниченность времени, к сожалению, не позволило нам посетить православную церковь Архангела Гавриила, которая построена у колодца, где Мария (согласно апокрифам) впервые услышала голос ангела. Не увидели мы и фонтан Марии. Да и просто побродить по улочкам города и впитать атмосферу этого места получилось лишь отчасти. Оставалось утешить себя тем, что я ещё вернусь сюда и обязательно всё «досмотрю», а также тем, что впереди нас ждало ещё множество интереснейших мест, о которых я, конечно же, ещё напишу.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх