На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кактус путешественник

2 435 подписчиков

Импровизации на Библейские темы

Скажу сразу – я человек не набожный, но и не отпетый атеист. Я просто верю в Бога, как в существование некой первопричины Бытия, при этом ни к одной из существующих ныне конфессий причастным себя не считаю. Это, правда, не означает, что мне безынтересны сами религии. Наоборот – я всегда живо интересовался религиозной формой человеческого сознания и поэтому с удовольствием посещаю объекты, имеющие отношение к зарождению той или иной веры. Одним из таких мест является, безусловно, монастырь Святой Екатерины.




Впервые я встретил упоминание об этой обители, читая «Популярную библейскую энциклопедию» под редакцией Т. Даули. В книге говорилось, что самый старинный из существующих ныне экземпляров Библии был найден именно в этом монастыре.

Дело в том, что в старинные, ветхозаветные времена Библия не имела вид книги. Она состояла из целой кипы свёрнутых манускриптов. Поэтому читать её было неудобно – приходилось разворачивать длинные свитки в поисках нужного места. Да и транспортировать и хранить целую гору папирусов или пергаментов доставляло определённые трудности.

Похоже, это были первые христиане, кто додумался сгибать листы пополам и сшивать их на складке. Сначала листы сшивались в тетради, а затем тетради – между собой. Такая форма старинных книг называлась «кодекс».



Монастырский фонарь - светит, но не греет.

В 1844 году немецкий учёный, археолог из Лейпцига, Константин фон Тишендорф посетил монастырь Святой Екатерины и обнаружил в библиотеке обители листы пергамента сложенные в кучу и предназначавшиеся на выброс. Изучив их, учёный пришёл к выводу, что это части Ветхого Завета. Он вывез часть листов на родину, и там проанализировав некоторые особенности письма, установил, что рукопись принадлежит периоду между 325 и 360 гг. н.э. Позднее обнаружились и другие листы. Оказалось, что найденные манускрипты включают в себя Новый Завет в полном объёме и часть Ветхого Завета. Этот сборник рукописей получил название «Синайский Кодекс», из-за того, что монастырь, в котором была найдена эта старинная реликвия, находится на Синайском полуострове.

Позднее духовенство монастыря отрицало факт того, что листы Синайского Кодекса были свалены кучей и хранились без должного внимания. Узнать как всё было на самом деле не представляется возможным, ибо обе стороны настаивали на правоте своей версии событий. Фон Тишендорфу было выгодно представлять всё в одном свете – являя себя миру спасителем древней реликвии, а не мародёром. Монастырю же выгодно было отрицать рассказ учёного – чтобы не иметь репутацию вандалов, чуть не уничтоживших древнейший экземпляр Библии.

История этой книги напоминает остросюжетный детектив. Её буквально растащили на листки. Большая часть Синайского Кодекса до 1933 года находилась в России (точнее в СССР), пока товарищ Сталин, лично, не распорядился его продать, как ненужный советскому коммунистическому обществу исторический артефакт. Покупатель нашёлся за один день – книгу выкупил Британский Музей за сто тысяч фунтов стерлингов. И хотя до сих пор ведутся споры об имущественных правах на некоторые фрагменты рукописи, сама она полностью отсканирована и выложена в Интернете по адресу www.codex-sinaiticus.net.

Но речь сейчас не о Синайском Кодексе. Точнее не о нём одном. Не менее интересным и легендарным местом является сам монастырь. На Синайском полуострове всё так: где ни ступи – библейская святыня. Я, пожалуй, начну свой рассказ с времён древних и легендарных.



Синайский полуостров. Жаркий и пустынный. Как и тысячи лет назад.

 

История эта начинается задолго до строительства обители и связана с одной из самых, пожалуй, легендарных ветхозаветных личностей – Моисеем. Для тех, кто не в курсе жизненного пути этого библейского пророка, я сделаю небольшое лирическое отступление.

Моисей родился в Египте. Он вырос и был воспитан при дворе тогдашнего египетского фараона. Учитывая, что точная дата рождения Моисея неизвестна, а срок его жизни был более чем долог (предположительно 120 лет), то можно предположить, что на троне в то время мог быть фараон Тутмос III (или даже царица Хатшепсут!).



Верблюжья колючка богата сахарами, выделяющимися в тёплую погоду на стеблях, застывая комками. Некоторые учёные считают, что это могло послужить основой библейской легенды о "манне небесной".

Дожив до возраста сорока лет, Моисей заинтересовался судьбой своего народа и увидел, что она плачевна – евреи, занимавшие при прежнем фараоне привилегированное положение, были обращены в рабство новым фараоном. Как-то раз, будущий пророк увидел как стражник избивает еврейского раба. Моисей вступился за соотечественника и убил воина, не рассчитав свои силы. Опасаясь гнева фараона (за подобный поступок полагалась смертная казнь), он бежал на Синайский полуостров.

Там он скитался некоторое время, пока в один из дней не встретил у колодца группу девушек, которых обижали пастухи, считавшие что им нужно первыми напоить своих овец. Он вступился за девушек и урезонил пастухов. Впоследствии одна из дев, Сепфора, стала его женой. Случилось это возле горы Хорив. Там Моисей и поселился, став членом семьи Сепфоры, которая была дочерью священника. Там же он ещё долгих сорок лет жил пастушеской жизнью, пока однажды не стал свидетелем чуда.

Выпасая овец у подножия горы, он увидел куст, который горел, но не сгорал. Моисей подошёл к нему, и из куста послышался голос, воззвавший к пастуху. Моисей спросил, кто зовёт его, и голос ответил: «Аз есмь сущий». Так будущий пророк познакомился с Богом.

После этого много деяний было совершено Моисеем, но сейчас речь не об этом. Да и вы, наверное, устали читать этот псевдонаучный и псевдобиблейский экскурс и давно хотите знать, как это всё связано с монастырём Святой Екатерины.



Гиды говорят всем, что это отпечаток идола Золотого Тельца, уничтоженного Моисеем. Мне же кажется, эта шутка природы, больше похожа на ягнёнка.

Терпение друзья мои! Теперь оставим ветхозаветные времена и перенесёмся в период становления тогда ещё молодой, впрочем быстро обретающей популярность, религии – христианства. На дворе стоял второй век от Рождества Христова.

И вот, где-то в это время, христианские подвижники начали создавать общины на Синайском полуострове. Сравнивая события, описываемые в Библии с реальным ландшафтом местности, они пытались найти места, упоминаемые в Ветхом Завете. Так, методом «на глаз» было определено положение горы Синай, именуемой в Библии также «Хорив». Дело в том, что ветхозаветная традиция не сохранила точного месторасположения горы. Поэтому нынешняя гора Синай – лишь предположительно та самая, на которой Бог даровал Моисею скрижали с десятью заповедями. Просто она подходила под описание по ряду признаков. Но для веры факты имеют значение второстепенное, именно этим вера отличается от знания. А раз гора была найдена, то нашёлся у её подножия и куст купины неопалимой, возле которого стали совершаться богослужения.



Нынешняя гора Синай. Впрочем может быть и Та Самая.

В четвертом веке н.э. монашеская община подала царице Елене, матери императора Константина и истовой христианке, прошение о строительстве небольшой церкви, в которой монахи могли бы жить и служить Богу, а также укрываться от набегов кочевников. Прошение было удовлетворено. Императорским двором были выделены средства на которые построили церковь Купины Неопалимой.

Престол этой церкви не построен над мощами святых, как это делается традиционно, а над корнями Купины Неопалимой. Сам же куст пересадили. Теперь он растёт возле часовни.



Купина Неопалимая.

 

Позднее, в шестом веке н.э., император Юстиан приказал расширить территорию монастыря и возвести вокруг внушительные крепостные стены. Он также послал отдельный гарнизон для защиты монахов. Тогда же, в шестом веке н.э., были обретены мощи Святой Великомученицы Екатерины Александрийской.



Монастырские стены.

 

Тут снова нужно сделать небольшое отступление, ибо сама история Святой Екатерины более чем удивительна и чудесна.

Эта девушка родилась в конце третьего века н.э., в семье, судя по всему, знатной. Некоторые источники полагают, что она даже могла быть дочерью самого правителя Александрии. Звали её в миру Дорофея. Она получила прекрасное образование и была знакома с трудами мудрецов и учёных того времени, а также с трудами эллинских и восточных философов. Мать её была тайной христианкой. В те времена многие верили тайно, ибо правил тогда император Максимин, рьяно преследовавший приверженцев Христа и насильственно заставлявший людей приносить языческим богам кровавые жертвы. Мать привела дочь к своему духовнику – сирийскому монаху отшельнику, жившему в пещере, неподалёку от Александрии. Старец поведал ей об Иисусе Христе, и описал того владыкой мира, который добрее и мудрее всех ныне сущих. И подарил девушке икону с изображением Божьей Матери держащей на руках младенца Иисуса.

Под сильным впечатлением Дорофея вернулась домой и молилась весь вечер. А ночью ей приснилась Богоматерь и Иисус. Дева Мария уговаривала сына посмотреть на девушку. Но он сказал, что она духовно бедна и уродлива, как и все не вкусившие благодати крещения. После этого, Дорофея приняла решение пройти таинство обряда и была крещена тем самым монахом, приняв новое имя – Екатерина. В ночь после обряда, к ней во сне явился Иисус Христос и назвал своей невестой, вручив чудесным образом кольцо, которое оказалось у неё на пальце, когда она проснулась.



В притворе базилики Преображения - резные двери из ливанского кедра (ХII в.н.э). За ними ещё древнее - VI век, но их, увы, нельзя фотографировать.

После этого Екатерина начала страстную проповедническую деятельность. И многим людям доносила радость своей веры. Так это и продолжалось, пока в один из дней в Александрию ни прибыл сам император Максимин – яростный гонитель христианства.

Екатерине же, накануне, явился архангел Михаил, и, ободрив её, велел идти и образумить тирана. Девушка явилась ко двору и начала призывать Максимина отказаться от язычества. По преданию, очарованный красотой и образованностью девушки, император пригласил её на религиозный диспут, призвав себе в помощь именитых придворных философов-риторов, входивших в состав его свиты. Но Екатерина сумела одержать над ними словесную победу. Философы в конечном счёте приняли сторону проповедницы, сказав, что не имеют аргументов против Истины. Тогда в гневе, Максимин велел казнить своих помощников. Девушке же он предложил поклониться языческим идолам, но получив отказ, велел бить её воловьими жилами, а затем заточил за решётку. Там она провела двенадцать дней, и ей приносил пищу посланец небес, принявший облик голубя.

В темнице Екатерину пришла навестить Августа, жена Максимина, в сопровождении императорского полководца Порфирия. Они хотели уговорить девушку смириться и покориться воле императора. Но Екатерина была настолько тверда в своей вере, что сумела и их убедить в ценностях христианской морали. И они ушли, поражённые тем светом и решимостью, что исходили от праведницы.

Тогда один из придворных, дабы угодить своему повелителю, придумал пытку: на ось надели четыре колеса, на обод колёс прикрепили шипы, на одной паре колёс они были направлены в одну сторону, на другой – в противоположную. Предполагалось положить жертву так, чтобы шипы доставали до тела и начать вращать колёса. Но мученица не испугалась подобного зверства и от веры своей не отреклась. Тогда, по преданию, в последний момент перед началом казни устройство чудесным образом разрушилось само, а колёса раскатились в разные стороны, покалечив многих из тех, кто пришёл поглазеть на казнь. Часть очевидцев, узрев подобное чудо, тут же приняла христианство, и в числе раскаявшихся были Августа и Порфирий. Жена стала корить императора и призывать его тоже креститься, чем привела супруга в ярость. Он велел казнить и её и Порфирия. И они были обезглавлены. После этого Максимин снова попытался пошатнуть Екатерину в её убеждениях, суля сокровища и предлагая стать его новой супругой. Но девушка ответила, что у неё есть уже жених, имея в виду Христа. Тогда император обещал, что обезглавит её, если она не покорится. Но и это не устрашило мученицу. Она смело подошла к плахе и сама положила на неё голову.

Её обезглавили. По легенде из раны вытекло молоко вместо крови. А тело святой унесли ангелы, которые возложили останки Екатерины на вершину самой высокой на Синайском полуострове горы. Там они и пролежали более двух веков нетленными, пока в один из дней на монахов Церкви Купины Неопалимой не снизошло откровение. Было им велено взойти на гору и обрести мощи. Останки великомученицы нашлись на вершине и были опознаны по кольцу на пальце.

После этого мощи хранились в монастыре. Часть их (глава и десница) пребывает в обители и поныне. В результате обретения чудотворных мощей почитание этой святой усилилось и монастырь нарекли её именем. Случилось это в одиннадцатом веке новой эры, через пятьсот лет, после обретения мощей. Может быть из-за покровительства святой, а может быть из-за исключительной политической интуиции своих духовных лидеров, обитель эта с момента основания и вплоть до наших дней ни разу не была разграблена и не прекращала служб.



Монастырский сад, снабжающий монахов фруктами.

Так, например, с началом исламского завоевания Синая, монастырь направил в Медину делегацию, к самому пророку Мухаммеду и заручился его поддержкой. Мухаммед выдал делегатам фирман – охранную грамоту, написанную на пергаменте из кожи газели и скреплённую отпечатком ладони пророка. Фирман призывал мусульман защищать монастырь, а также освобождал обитель от налогов. В настоящее время грамота хранится в Стамбуле.

Монастырь не был обойдён вниманием и русских монархов. Иван Грозный присылал туда своих послов. Из казны были пожертвованы средства на постройку часовни Святой Екатерины, которую возвели на горе, в месте обретения мощей.

Много раз ещё российские самодержцы помогали монахам-насельникам: в период величайшей нужды царь Михаил Фёдорович Романов пожертвовал значительную сумму, тем самым спасая монастырь от запустения. В семнадцатом веке монастырь, вообще, на долгое время принял патронаж России.



Колокола этой часовни - подарок русского императора Александра II.

Сейчас монастырь является центром автономной Синайской Православной Церкви. Как и ранее в это святое для большинства христиан место стремятся паломники из самых разных частей света. Кроме того, обитель вызывает интерес огромного количества историков и теологов, так как накопленные почти за два тысячелетия реликвии представляют собой сокровище, ценность которого трудно переоценить.

Монастырская библиотека насчитывает более пяти тысяч книг периода начала книгопечатания. В ней также хранится несколько тысяч манускриптов написанных на папирусе и пергаменте. Также в монастыре хранится уникальная коллекция икон, часть из которых является древнейшими образчиками иконописи. В базилике Преображения Господня имеется уникальная мозаика из золота, серебра и бирюзы, сделанная мастерами в начале шестого века по приказу императора Юстиана. К сожалению, фотографировать внутри базилики запрещено, но в сети можно найти фото этой замечательной мозаики. Сюжет мозаики, как можно догадаться, изображает Преображение Господне.



Я не уверен, но это похоже на древний утюг.

Ещё во дворе монастыря имеется колодец, якобы тот самый, возле которого Моисей встретил Сепфору. Кто знает в самом ли деле этот колодец Тот Самый? Да никто не знает, пожалуй, наверняка. Но колодец есть. Наполеон, говорят, во время своего визита, пожаловал монастырю механический насос, который до сих пор установлен и функционирует.



Колодец.

 

Неудивительно, что в 2002 году этот маленький пятачок земли, буквально изобилующий реликвиями, был включён в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО за инвентарным номером 954.

Мы прогуливались по запруженному паломниками внутреннему дворику, а я размышлял о том, что беспримерные подвиги ранних христиан, их самоотверженная и страстная вера сменилась ныне верой по расчёту с политическим уклоном. Перед службой нам предложили написать бумажки с именами людей за упокой и во здравие которых мы хотели бы заказать молитву и сделать пожертвование. Меня удивила (если не сказать «покоробила») надпись на табличке прикреплённой на одной из стен базилики. На ней по-английски было написано, что заказывать молитвы за упокой и здравие могут только православные христиане, представителям же прочих конфессий просьба не беспокоиться. Ничем, кроме как политическим противостоянием и борьбой за паству, я для себя объяснить данное явление не смог. Получается, Бог, чьим основным качеством является Милосердие не примет просьбу о здравии больной матери, если ты, к примеру, католик или протестант (я уже молчу о буддистах). Получается, Бог, как политрук партии КПСС – глух к просьбам беспартийных. Такое толкование Бога дискредитирует, на мой взгляд, саму его суть, и веру в него частности.



Оливы живут очень долго. В Израиле, в Гефсиманском саду есть оливы, которые "видели" Иисуса Христа.

Но, как говорит моя мама, верить нужно в Доброе и Вечное. А те, кто именем Бога совершает дела политические, ответят за это, когда наступит их время предстать на суд перед Творцом. Хотелось бы верить.

Мы выходили из старинных стен со смешанными чувствами. Думалось о пророках, о ранних и трудных днях христианства, о непростой судьбе этой обители и том, что впереди нас ждут ласковые воды Дахаба, дайвинг и ещё целых пять дней подаренного нам Богом (тем самым, который не принимает записки от католиков) отдыха!

Мы покидали монастырь Святой Екатерины.


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх