На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кактус путешественник

2 435 подписчиков

Вам открытка!

Вам открытка!

В мире, где мода на мобильные мессенджеры меняется за недели, почтовая открытка процветает уже почти 150 лет. Если в отпуске вы делаете селфи на фоне каждой встретившейся достопримечательности, сообщаете о своем местонахождении во всех соцсетях и при этом не забываете отправить друзьям бумажную открытку с местного почтамта, то самое время узнать, с чего все начиналось.

 

Письмо не закрытое, а открытое

 

 

Прототипами современных почтовых открыток считают орнаментированные торговые карточки (trade card) — визитные карточки и одновременно рекламные объявления ювелиров, мебельщиков, лакировщиков конца XVIII века. На протяжении первой половины 19-го столетия были зафиксированы случаи отправления по почте самодельных и отпечатанных типографским способом открыток. Во время Гражданской войны в США 1861–1865 годов появились «патриотические обложки» для писем (конверты), что считается шагом в сторону распространения иллюстрированной почтовой карточки. Днем рождения идеи почтовой открытки (во всяком случае в Германии) является 30 ноября 1865 года. Генрих Стефан, участник конференции Германского почтового союза, представил на суд общественности альтернативу закрытому письму в конверте простой прямоугольный кусочек картона с маркой. Гениальную простоту изобретения оценили не сразу. Через три года книготорговцы Фридляйн и Пардубиц представили прусскому почтовому управлению бланк «универсальной корреспонденц-карты». На одной стороне было предусмотрено место для адреса, а на обратной — список из трех десятков стандартных фраз вроде «Отправитель благополучно прибыл» или «Свидетельствуем сердечное участие по поводу печального случая». По большому счету корреспонденц-карта Фридляйна и Пардубица являлась предвестником шаблонов SMS. Создатели также предполагали, что отправление карточки будет стоить дешевле, чем отправление письма, и оплачиваться по бандерольному тарифу.

 

 

  Одна из первых корреспонденц-карт Австрийской империи   

Финальную точку в деле внедрения принципа «краткость — сестра таланта» в почтовое дело поставил венский профессор Эммануил Герман и Австрийское почтовое ведомство. Ученый предложил ввести в обращение почтовую телеграмму, ограниченную 20 словами на картонной карточке, по стоимости отправки равную бандероли. Почтовому ведомству идея понравилась — правда, чтобы не заниматься подсчетом слов, было решено, что писать можно сколько угодно, главное, чтобы хватило размера почтового бланка. Само собой, нашлись искусные каллиграфы, умещавшие на небольшом куске картона более 6000 слов.

1 октября 1869 года в Австро-Венгерской империи появилась на свет первая корреспонденц-карта, а через год, в разгаре Франко-прусской войны, открытка стала иллюстрированной. В Российской империи передавать поздравления и новости новым способом начали в 1872 году.

 

 

Стандартная почтовая карточка размером 9 х 14 см вошла в почтовый обиход после Всемирного почтового конгресса в Париже в 1878 году. Первоначально оборотная сторона предназначалась для адреса, специального места для письма не предусматривалось, и только с 1904 года ее левая половина была отведена под текст отправителя.

Новое средство коммуникации покорило мир молниеносно. Появились открытки на любой вкус и случай: Рождество, Пасха, именины, фотографические и рисованные, черно-белые и пестрые. Особое место заняли видовые открытки, которые можно было послать в качестве сувенира практически из любой точки планеты. С легкой руки французского книготорговца Леона Бенардо, выпустившего в годы Франко-прусской войны открытку с надписью Souvenir de la defense nationale («Память о национальной обороне»), на почтовых карточках с видами городов и весей стало появляться слово Souvenir.

 

 

Коллекция приветов

 

В среде филокартистов до сих пор ломают копья: когда же в Российской империи была выпущена первая видовая открытка. Некоторые коллекционеры утверждают, что первой была карточка, выпущенная Обществом взаимной помощи бывших воспитанников Орловского кадетского корпуса к 50-летию его основания 6 декабря 1893 года, с многоцветным золотым изображением юбилейного значка и одноцветной фотографией здания корпуса. Другие признают пионерами наборы открыток с видами Москвы, вышедшие в свет в 1895 году. Историк филокартии М. Забочень первой считает карточку с видом эстонского города Пярну, на штемпеле отправления которой стоит дата 17 августа 1894 года. В этот памятный для каждого филокартиста год вышло распоряжение министра внутренних дел империи по почтовой части, разрешающее пересылать по почте открытые письма на бланках частного изготовления.

Через год вышли открытки с видами двух столиц, и маховик истории видовой почтовой карточки в России был запущен. Видовая открытка стала самым популярным жанром в стране до революции.

В конце XIX — начале XX века самыми крупными издателями открыток Российской империи считались «Контрагенство А.С. Суворина» в Санкт-Петербурге и «Товарищество "Контрагент печати"» в Москве Д.П. Ефимова. Они имели монопольное право на продажу своей продукции на железнодорожных станциях, пристанях и в специальных магазинах во всех городах и населенных пунктах страны.

Интерес к внутреннему туризму и краеведению способствовал созданию почтовых открыток с достопримечательностями совсем маленьких, не очевидных для путешественника городков. Задержавшись на станции, казалось бы, не изобилующей достопримечательностями, вроде Малой Вишеры, можно было отправить привет домой на открытке с фотографией колоритного паровоза.

 

Благодаря моде начала прошлого века современные краеведы могут восстановить облик городов и населенных пунктов. Практически каждый хоть чем-нибудь примечательный уголок Российской империи попал на оборот открытого письма. Знаменитые цветные снимки фотографа С.М. Проскудина-Горского распространились на открытках, выпущенных «Общиной святой Евгении» при Комитете попечения о сестрах милосердия Красного креста, пожалуй, самого известного и своеобразного издательства графики малых форм дореволюционной России. Покровительницей комитета была Евгения Максимилиановна Ольденбургская, внучка Николая I. В ее честь и была названа община. Евгения Максимилиановна тратила немалые личные средства на благотворительность, находились и другие щедрые дарители. Чтобы получить дополнительные деньги, община приступила к издательской деятельности, в том числе и к производству иллюстрированных открыток. Жанром открытки не гнушались известные художники общества «Мир искусства»: Н. Рерих, Л. Бакст, Е. Лансере, И. Билибин и другие, выпустившие свои графические работы на бланках почтовых карточек «Общества святой Евгении». Среди искусствоведов даже появился термин «мирискусническая открытка».

 

Почтовая карточка, а особенно видовая, быстро стала не просто дешевым и удобным способом передачи информации, но и предметом страстного коллекционирования.

«Из незначительного клочка бумаги, на котором можно было обменяться парою слов, оно (открытое письмо) превратилось в миниатюрный эстамп, в целую передвижную художественную энциклопедию», — писала редакция первого журнала об иллюстрированных открытках «Открытое письмо» в 1905 году. Филокартисты занялись созданием свода правил, по которым каждый уважающий себя коллекционер должен был подбирать открытки. Дурным тоном считалось, например, помещать в собрание карточку с видом Ялты, отправленную из Симферополя. Открытка, не прошедшая почту, не «выполнившая свою функцию», достойной коллекционирования также не признавалась. Чистая открытка без почтового штемпеля приравнивалась к «картинке». Иногда открытые письма рассылали из городов по пути не столько для того, чтобы сообщить о новостях, сколько для пополнения коллекции друга или возлюбленной. Исследовательница-филокартистка В. Блануца нашла письмо длиною в 16 открыток от русского офицера под инициалами «В.Л.» к мадемуазель П.Ф. Летиной в Иркутск. Столь длинное письмо именно на видовых открытках, возможно, было продиктовано желанием пополнить коллекцию открыток дамы видами Львова и бесплатной пересылкой почтовых карточек из действующей армии.

 

 

Про бабочку и крылышки

 

Хитом конца XIX — начала XX века в Европе, Америке, а затем и в Российской империи стала видовая открытка мультивью-грюсс (multi-view gruss), содержавшая несколько изображений городских достопримечательностей и незамысловатое послание «С приветом из…». Жанр зародился в Германии, затем распространился среди германоязычных соседей и стремительно стал классическим — яркие карточки, сочетавшие фотографические изображения и элементы графического дизайна, тиражировали промышленным хромолитографическим способом (цветная литография) по всему миру.

Популярный шаблон тех лет — фотографии примечательных городские пейзажей, расположенные на крыльях рисованной бабочки. И не просто бабочки, а женщины-бабочки. Стилизованная под разноцветное чешуекрылое дама была типичным приемом художников и дизайнеров времен модерна, помогавшим подчеркнуть природное изящество женщины. «Грюсс-бабочки», выполненные словно под копирку, летели с сердечным приветом адресатам с обоих берегов Атлантики, включая Российскую империю. Кроме того, фоном для достопримечательностей служили, например, анютины глазки, бочки, елочные шары и павлины. В Европе увлечение женщинами-бабочками на почтовых карточках закончилось к Первой мировой войне, в России же продолжалось, нехитрые контуры порхающей нимфы использовались и в кустарных фотооткрытках.

 

 

Открытки с «приветом» не потеряли актуальность и после революции, сакраментальный «Привет из Крыма» перешел на советские карточки, ставшие символом долгожданного отдыха во всесоюзной здравнице. Однако в начале XX века грюсс-открытки посылали не только с Черноморского побережья, но и из совсем некурортных мест вроде Перми и Пензы. Причем каким-то отличительным для определенной местности колоритом оформление карточек не отличалось: что из Воронежа, что из Харькова шли открытки с румяными одетыми по моде барышнями или одетыми в форменный мундир и фуражку с номером почтальонами. К открыточному почтальону крепился миниатюрный кожаный портфельчик, из которого гармошкой выпадали фотокарточки со значимыми городскими местами. Иногда обыгрывался сюжет и с почтовым переводом, только вместо тысячи рублей там значилась тысяча приветов. В современных российских открытках трогательные детали, популярные в прошлом, не используются, а жаль, ведь, утратив свое практическое значение, почтовая карточка остается для многих важным символом — материализовавшимся в кусочке картона приветом из далеких мест.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх