В древней Италии время остановило свой полет, это рассвет нашей цивилизации, а не тупик. Может стоит вернуться нам к этим истокам и все начать сначала ? Но прошлое заставляет задуматься о нашем бытие...
Древний Рим, в отличие от Древней Греции, я полюбила сразу, на первом курсе. В память навсегда впечатались главные образы Рима, среди которых одно из главных мест занимали камни Аппиевой дороги.
Свое первое сознательное, а не случайное путешествие за границу я совершила в Италию. Тогда же из окна автобуса я увидела Царицу дорог впервые. Только камней не было, поскольку на этом участке она была залита асфальтом. Долгожданная прогулка по Аппиевой дороге состоялась уже во время моего четвертого посещения Рима.Мы добрались на рейсовом автобусе до Капо ди Бове (так именуется гробница Цецилии Метеллы, поскольку на опоясывающем ее фризе изображены головы быков) и пошли по пустынной утренней дороге, окаймленной пиниями и кипарисами, в сторону от Рима. Вот и настоящие камни-
В 312 г. до н. э., когда в Риме цензором был Аппий Клавдий, построили водопровод и дорогу; оба этих сооружения навеки сохранили его имя.
Римляне называли Аппиеву дорогу (Виа Аппиа) царицей дорог, так как это была первая вымощенная камнем дорога в истории Италии; она вела на юг и сначала соединила Рим с Капуей, а потом ее продолжили до Беневента и Брундизия. В конце III — начале II в. до н. э. ее усовершенствовали, придав ей конструкцию, сохранившуюся до наших дней: хорошо утрамбованную землю залили бетоном из мелкого щебня с крепким цементом, поверх поместили еще один слой бетона с гравием и на этот второй слой, пока он еще не затвердел, положили гладкие крупные базальтовые плиты, утопив их неров¬ные основания в бетоне.
Вдоль древней «Царицы дорог» со временем воздвигли множество мавзолеев, ибо в перенаселенном Риме пришлось ликвидировать кладбища в черте города и умерших стали хоронить вдоль дорог».
Е.В.Федорова. Знаменитые города Италии. М., 1985, стр.29

Первый же дом, который мы встретили, сразу привлек внимание к своим стенам, сложенным из камней, выломанных из старых гробниц.
А затем стали появляться гробницы. Вот гробница Хиллария Фуска с пятью портретами-
Вот гробница Фронтисписа и гробница Гирлянд-
А эту стелу именуют гробницей Героического рельефа-
Посвятительную надпись сохранила гробница Сикста Помпея Справедливого, раба, получившего свободу в 1 в-
Мы прошагали несколько километров по дороге, любуясь свежестью полей, пиниями и кипарисами, наслаждаясь безлюдьем и тишиной. Потом повернули назад, чтобы поближе рассмотреть мавзолей Цецилии Метеллы:
Эта приземистая башня 1 в. до н.э., облицованная мрамором, когда-то вероятно имела конусообразное завершение. Его сломали в Средние века, когда мавзолей вошел в состав замка Каэтани и стал использоваться как крепостная башня. Именно тогда появились «ласточкины хвосты»:
В стену гробницы вмонтированы остатки рельефов, а в самом мавзолее устроен маленький музей.
Рядом с гробницей Цецилии Метеллы в 312 году император Максенций соорудил огромный цирк. Его арена имеет длину 482 м и ширину 79 м. Вокруг арены на искусственных субструкциях расположено десять рядов для зрителей. Их могло быть 15 тысяч.
Между башнями, которые частично сохранились, находились карцеры – стартовые стойла для лошадей.
На этом же участке дороги находятся и христианские памятники. К сожалению, в катакомбы мы не попали, но полюбоваться развалинами готической церкви Св. Николая смогли.
Кстати, обратно мы добирались на туристическом автобусе. На нем можно путешествовать с остановками весь день.Это двухэтажный автобус, конечная остановка у него около вокзала Термини. Есть варианты маршрутов. Билет действуект целый день. Можно выходить, гулять, ехать дальше уже на другом. Кстати, есть комплексный билет по главным археологическим достопримечательностям Рима. Он действует несколько дней. Естественно, это дешевле, нежели покупать билет в каждом отдельном музее.