Свежие комментарии

Зевс Олимпийский (часть 1)

 

Средиземное море ,омывающее Пелопонесс в тот  день ,когда мы приплыли в Катаколон, было таким изумительно красивым ,а пляж ,гостеприимно раскинувший свои тростниковые зонтики  прямо за стеной порта так звал к себе ,что мы все не сговариваясь встретили друг друга нежащимися на мелкой разноцветной прибрежной гальке  в перерывах между плаванием со стаями  рыбок в чистейшей изумрудной воде между кустов водорослей ,поднимавших со дна свои двухметровые тонкие листья ,колышущиеся под водой как волосы Горгоны медузы.  

Катаколон -маленький поселок из двух улиц знаменит тем,что является ближайшим портом к еще меньшему населённому пункту- Олимпии ; но если о первом мало кто слышал,то о втором знает весь мир. Там , в Храме и находилось третье Чудо света  -статуя Зевса Олимпийского.

Зевс Олимпийский  (часть 1)

По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер.

 

В античности этимология слова «Зевс» связывалась с корнями греческих слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует».

Зевс — сын Кроноса и Реи  принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отец Зевса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта .Согласно другому варианту, Рея родила Зевса в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козыАмалфеи.Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания Зевса Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением Зевса (в образе быка Зевс похитил Европу). Главным местопребыванием Зевса Лабриса, или Зевса Лабрандского, считался лабиринт ; чудовищный миксантропический Минотавр— обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей Зевса Критского. В системе мифов о Зевсе Олимпийском пребывание его на Крите  обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца Зевса. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») — камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца Зевса. Омфал был поставлен Зевсом в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным .

Возмужавший Зевс вывел своих братьев и сестёр из утробы Крона , напоив его по совету Метиды зельем .За это они отдали во владение Зевсу громы и молнии .Затем Зевс начал борьбу за власть с Кроном . В титаномахии, продолжавшейся десять лет, Зевсу помогали сторукие и киклопы выков ему гром, молнию и перун. Побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар

Три брата Зевс, Посейдон и Аид разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых .В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми .Отсюда один из эпитетов Зевса — Хтоний («подземный») . Зевса Хтония почитали в Коринфе . Однако позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата Зевс проживает на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).

Зевс Олимпийский  (часть 1)

Каждые четыре года в Олимпии, на юге Греции, собирались на состязания атлеты. И именно  этой победе верховного бога греков Зевса над жестоким Кроном посвящались олимпийские игры, и поэтому Зевс считался их покровителем.

Зевс Олимпийский  (часть 1)

Древние художники изображали Зевса со щитом (этот щит греки называли эгида) и скипетром (царской тростью). Иногда Зевс изображался в виде орла.

Зевс Олимпийский  (часть 1)

Массивный храм Зевса, главное здание древней Олимпии, находится в самом центре старого города. Он являлся самым большим зданием на Пелопонессе. Храм Зевса — прекрасный пример дорической архитектуры.

Храм был построен элейцами на трофеи Трифилийской войны и посвящен Зевсу. Постройка началась в 470 г. до н. э., а завершилась в 456 г. до н. э., когда блок с надписями был помещен в восточный фронтон, чтобы поддерживать золотой щит, пожертвованный спартанцами в честъ их победы при Танагре. Архитектором здания был Либон из Элиды, скульптор, создавший педименты, остался неизвестным.

Шестиколонный храм был построен из местного известняка и покрыт гипсом. Храм имел размеры 64,12х27,68 м., с шестью колоннами в каждом торце и тринадцатью с каждой бковой стороны. Колонны насчитывали в высоту 10,43 м., они немного сужались с 2,21—2,25 м. у основания до 1,68—1,72 м. сверху. На каждой из них находились по 20 канавок, три кольца вокруг шейки колонны и четыре — вокруг капители. Архитрав и фриз с триглифами были большими и яркими, следы краски говорят о том, что верхняя часть архитрава была красной, а метопы — голубыми. Крыша была изначально покрыта парийскими мраморными пластинами, которые в римский период были заменены пентелийским мрамором. Крышу поддерживала сплошная мраморная сима, прерывающаяся лишь желобами в виде львиных голов. 39 этих голов, найденных практически неповрежденными, сделаны в различном стиле и из различных материалов, — это говорит о том, что храм подвергался постоянному восстановлению, пока не был разрушен землетрясением в V веке н. э.

Зевс Олимпийский  (часть 1)

Пол храма был сделан из известняковых блоков, покрытых грубым цементом. Это покрытие было заменено в римские времена на пол из шестиугольной мраморной плитки. Потолок храма был деревянным. Как и большинство классических храмов, здание содержало три комнаты — пронаос, наос (целлу) и опитодом. Пронаос открывался наружу через три бронзовые двери. В одном месте пол был покрыт цветной мозаикой, состоящей из круглых булыжников и камней определенной формы. Морская сцена изображает Тритона, рыб и морских птиц. В конце концов эта мозаика была покрыта мраморной черепицей. В пронаосе находилось множество даров, включая трон Аримнеста, статую Ифита, бронзовый треножник и 25 бронзовых щитов. Дверь из пронаоса вела в целлу. Размер этой комнаты составлял 28,74 м. в длину и 6,5 в ширину, она была пересечена семью колоннами с каждой стороны. Центральный пролет был разделен на четыре части. В третьей из них находилась статуя Зевса, которая полностью заполняла пролет и почти касалась потолка. Пропорции и план помещения похожи на парфенонские, это предположительно говорит о том, что Фидий проектировал оба здания. Важные дары находились также в наосе (включая статую Зевса, сделанную из соновой кости и золота — одно из чудес света). Позади наоса, но не соединенный с ним, находился опитодом. Его план был похож на план пронаоса, однако он был открыт с одной из сторон и в нем находилась каменная скамья, перегораживающая комнату, которая предназначалась как место для собраний. Храм стоял на платформе из трех больших ступеней, с пандусом, который вел к пронаосу.

Картина дня

наверх