На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кактус путешественник

2 435 подписчиков

Иерусалим - три в одном (ч.1)

 

Солнечное Тель-Авивское утро совсем не предвещало непогоды, но гид – наш бывший соотечественник с отменным чувством юмора, сразу предупредил, что со Средиземного моря надвигаются мощные тучи, поэтому нам надо очень хорошо помолиться, чтобы ливень не настиг нас в Иерусалиме. Молитва, скорее всего, была услышана и, когда через полтора часа мы въехали в город трех религий, яркое солнце на голубом небе сияло как новенькое.

Русский язык все больше проникает в израильскую жизнь, поэтому русскоязычная вывеска на въезде в город - «Сады Сахарова», нас совсем не удивила. Тут же, к месту, гид рассказал анекдотическую историю о том, как во время предвыборных дебатов, кандидата в мэры города спросили – «А кто этот Сахаров?», тот без тени сомнения ответил – богатый американский еврей, который помогает своей родине – и смех и грех!

Что ищут в этом городе последователи трех религий – иудеи, мусульмане и христиане? Каждый ищет, понятное дело, что-то свое, но в общем все хотят прикоснуться к фундаменту своей веры, даже туристы-атеисты-безбожники и те с удовольствием приезжают сюда, причем некоторые настолько проникаются святостью места, что по возвращении тоже обращаются к Богу.

Если верить истории (а не верить ей особых оснований нет), около 1000 лет до н. э иудейский царь Давид после захвата города Шалеем (Иевус), решил построить в нем великий храм. Однако, Бог через своего пророка Нафана убедил его, что строить должен его сын, перечить царь не решился, на том и порешили. Давид ограничился постройкой жертвенника Богу Израиля, для чего прикупил у местного жителя – иевусита Аравны гору Мориа. Впоследствии Сын Давида – Соломон в 960 г. до н. э. на горе Мориа построил великолепный Первый храм.

Первоначально все было прекрасно – даже Ковчег завета перенесли в храм, но вскоре начались проблемы с соседями (как часто это бывает): Вавилонский царь Навуходоносор напал на иудеев, разбил их войска и разрушил Первый храм. Через полвека персидский царь Кир Великий восстановил справедливость, он не только покорил Вавилонию, но и разрешил евреям вернуться на старое место. Более того, царь оказался настолько великодушен, что позволил евреям восстановить храм за счет централизованного финансирования – т. е. за счет собственной казны.

Так построили Второй храм – еще лучше Первого. Проходили десятилетия и века, правители сменяли друг-дружку, пока в 1 веке н. э. в эти края не пожаловали римляне, они в качестве градоначальника поставили известную личность – царя Ирода Великого, который, желая понравиться плебсу, всячески украшал и перестаривал храм. Впоследствии народ все равно не оценил его усилий, и в 70 году евреи затеяли мятеж. Такое своеволие не прошло даром, и римляне под предводительством Тита жестоко подавили смутьянов, заодно и разрушили Второй храм.

Время катилось своим чередом, пока в 638 г. Иерусалим не захватили мусульмане, они сразу объявили место, где ранее стоял храм, святым, а в подтверждение своих слов начали строить там две мечети. На самом деле, место было выбрано не случайно, ведь по мусульманским верованиям, пророк Магомед именно с горы Мориа (Храмовая гора) вознесся на небеса, где ему были открыты заветы ислама. Сегодня подойти к двум мечетям – это большая проблема, к святыням пускают один час в день, и то не каждый раз.

Но нам сегодня продолжало везти, и миновав пост суровых израильских солдат, через крытую деревянную галерею, возвышающуюся справа над Стеной плача, мы потопали к Храмовой горе (Хар-ха-Баит) – ныне мусульманской вершине, которую евреи считают своей испокон века. Мечеть Аль-Акса («на краю») первой появляется перед взором туристов, ее венчает невзрачный серый купол, и если бы гид не обратил на нее внимание, я прошел бы мимо без всяких эмоций.

А на самой вершине горы, именно в том месте, где Соломон начал строить Дом Господень, возвышается Купол Скалы (Куббат ас-Сахра) – великолепное восьмигранное строение со стенами, покрытыми темно-синей, узорчатой плиткой, оно поражает своей геометрически рациональной красотой туристов и верующих – именно его золоченый купол чаще всего показывают в репортажах из Иерусалима. С четырех сторон света мечеть окружают широкие ворота: северные - Баб-эль-Джаннат (Ворота сада), южные – Баб-Эль-Кэбла (Ворота молитвы), восточные – Баб-ибн-эль-Дауд (Ворота сына Давидова), и западные – Баб-эль-Тарцы.

В мечети хранится краеугольный камень Вселенной, но взглянуть на него дано не каждому, лишь правоверный мусульманин может войти в мечеть. Человек – существо крайне любопытное, быть рядом с краеугольным камнем, и не взглянуть на него – такая досада, но как проникнуть в храм? Решение нашли в своих рядах – казанский татарин - чем не мусульманин? он посмотрит, и нам расскажет.

К сожалению, туриста с позором прогнали, не признав в нем единоверца – не знают охранники мечети, что в России тоже есть мусульмане, а прочитать наизусть суру из Корана наш попутчик не смог. Чуть позже устрашающего вида араб, по глаза заросший черной бородой с проседью предложил провести нашего туриста в мечеть, тот не очень хотел, но под напором группы сдался, и вошел туда, больше мы его не видели.

Около храма расположена небольшая беседка – на этом месте веками приносились жертвы во славу божью. Черный дым от костров, на которых сжигали жертвенных агнцев, всегда поднимался вертикально вверх, из чего сделали вывод, что небесный престол находится именно над этим местом, а каждый, стоящий под сводами беседки, ближе всех смертных находится к Богу.

Вся гора принадлежит мусульманам, а они не разрешают иудеям молится на вершине горы, и отводят для этого только одно место – нижнюю часть кладки западной стены Второго храма, построенной на остатках стен Первого храма – именно ее называют Стеной плача (Котель Маарави). Гид с горькой иронией заметил, что евреи потому и плачут у этих древних камней, что им не дают молиться на вершине.

С вершины Храмовой горы открывается великолепный вид на Масличную гору, и древнееврейское кладбище, расположенное на ее склоне, евреи верят, что во время Второго пришествия именно с него раньше других погребенных восстанут мертвые, и пойдут на страшный суд, благо далеко ходить не придется – долина Бет-Гееном (у нас ее все знают как Геена огненная) находится совсем рядом.

Согласно еврейским и христианским канонам, во время Второго пришествия Мессия (Машиах) спустится с Масличной горы в Геену огненную, и именно там будет происходить Страшный суд, и будут гореть души грешников. В Израиле государство расходы на погребение берет на себя, но прагматичные отцы города решили, что задаром хоронить простолюдинов на таком эксклюзивном кладбище слишком накладно, поэтому стоимость могилки здесь доходит до 100 000$.

В Старом городе семь действующих ворот: Яффские, Мусорные, Львиные и т. д., а восьмые – Золотые ворота наглухо замурованы арабами в XII веке – для того, чтобы Мессия не смог пройти через них, для усиления эффекта перед воротами разместили мусульманское кладбище. В наше время евреи решили не восстанавливать проход – если Мессия настоящий, он и сквозь камень без труда пройдет.

Визит на Храмовую гору очень короток – здесь нельзя задерживаться, поэтому следующая экскурсионная остановка – это Стена плача, я всегда представлял ее очень большой, а оказалось, что длина ее совсем невелика, вдобавок она разделена на две неравные части – мужскую и женскую (чья часть больше, думаю понятно без объяснений).

Площадь у стены запружена народом, особенно много солдат, но у самой стены народу немного, без труда подойти может каждый, только кипу одень, если ее нет – не беда, можно взять картонную шапочку на входе, правда на голове она очень плохо держится. В основном у стены толпятся евреи-ортодоксы, они усердно молятся, раскачиваясь взад-вперед. С ортодоксами – все понятно, они идут своей дорогой, но среди молящихся много солдат с оружием, которые тоже с большим воодушевлением возносят молитвы – это как понимать?

Некоторые размещаются с комфортом – на стульях, и задумчиво читают Тору, предусмотрено даже VIP-обслуживание - переносные кабинки, которые придвигают к стене. Все трещины в стене забиты бумажками – это записки к Богу. Считается, что письма из этого почтового ящика самым прямым и быстрым способом попадают к Всевышнему, и неважно, какого вероисповедания отправитель. В реальности все записочки аккуратно собирают (читать их запрещено) и закапывают на Масличной горе. Я тоже вложил свое послание в неприметную трещину, а потом прислонился ладонями к теплым камням и попросил у Всевышнего выполнить три самых сокровенных желания, может исполняться? – человек всегда на что-то надеется.

Картина дня

наверх